Twitter Facebook

Моя система: как следовать расписанию

В комментарияк к предыдущей заметке, посвящённой расписанию работы, Юра Сухолотюк спрашивает:

А не бывает такого, что нет желания заниматься каким-то делом сейчас? Переносите ли вы его?

Спасибо за жизненный вопрос, Юра! Итак, что делать, если не хочется?

Главное, чего не нужно делать в такой ситуации, так это приступать к каким-то другим делам. Помните: для других дел в расписании выделено другое время. Представьте себе, что ваша главная цель — не позволить себе выйти за рамки той сферы ответственности, которая в расписании привязана к текущему блоку времени. При этом не обязательно что-то делать. Можно просто сидеть и пялиться в монитор. У вас есть перед глазами очень короткий список того, на что следует потратить этот час, и очень простой выбор: либо сделать что-то из этого списка, либо не делать ничего. Причём «ничего» в данном случае следует понимать буквально: не читать новости, не переписываться в чатах, не выбирать в интернет-магазине себе новый ноутбук, и не вставать с рабочего места. Иными словами, не «ничего полезного», а «совсем ничего».

Вы удивитесь, насколько действенным может быть такой трюк. Возможно, этот час не будет самым продуктивным часом вашей жизни. Но, скорее всего, вы таки не выдержите и сдвинете дело с мёртвой точки, и в конечном счёте почувствуете, что время не было потрачено зря.

По моему личному опыту, бывает достаточно пару раз сказать самому себе «нет» в ответ на предложение отклониться от расписания и заняться чем-то другим. После этого внутреннее сопротивление обычно рассеивается, как дым. Фокус в том, что не нужно заставлять себя делать запланированное. Вместо этого достаточно заставить себя не делать незапланированное. Это намного проще, а результат в конечном счёте тот же.


Второй важный вопрос: как поступать, если час подходит к концу, а до завершения начатого дела ещё далеко. Обычно мы склонны поддаваться естественному стремлению довести дело если не до точки, то хотя бы до чего-то вроде запятой, даже если для этого нужно нарушить расписание. Однако я рекомендую бросать работу в том виде, как она есть (не забудьте только оставить самому себе краткие пометки, чтобы в следующий раз легче войти в контекст и продолжить). Почему не нужно стараться непременно доводить дела до конца? Тому есть два резона.

Во-первых, так будет проще приступать к работе на следующий день. Самый простой способ войти в рабочий ритм, не тратя много времени на раскачку: продолжить выполнять задачу, брошенную вчера на полпути. Такая задача так и просится: «доделай меня немедленно, ведь уже всё разложено по полочкам, осталось совсем чуть-чуть». А разобравшись с «хвостом», можно будет приступать к другим делам в этом блоке.

Во-вторых, твёрдое намерение устроить себе в конце часа небольшой перерыв и перейти после него к другому блоку является важным условием контракта, который вы заключаете сами с собой. Вы ведь знаете, что любая работа сама по себе не имеет конца. Вас это пугает? Меня — очень пугает. Поэтому я заранее заключаю работу в рамки. Я знаю, что на любую из моих сфер ответственности в моём расписании выделен только один час (даже чуть меньше, с учётом перерыва), и поэтому в начале каждого часа приступаю к работе без опасения, что она меня поглотит, прожуёт и выплюнет.

  • Аноним

    Отличный совет! Не давать делать незапланированное — я это только на третий день, вроде, нащупала :)
    Но работает. Тьфу-тьфу-тьфу.

    • http://yegor.gilyov.com Егор Гилёв

      Рад, что наш опыт сходится :)

  • http://profiles.google.com/proposals.questions Arthur Avstreih

    Это гениально.

  • http://www.facebook.com/people/Юра-Сухолотюк/1784495173 Юра Сухолотюк

    Спасибо Большое! Будем пробовать на практике!)

  • Андрей

    Спасибо, намного проще и понятнее придерживаться правила, когда оно имеет такое всесторонне пояснение! )

  • Аноним

    Пока не начал одновременно учиться и работать никак не получалось заставить себя самоорганизоваться. Зато сейчас высокая производительность даже в выходные.

  • Читатель

    Великолепно, Егор. С утра попробую. Такого плана психологическую уловку я применил, что бы бросить курить. Я договорился с самим собой, что выкурю следующую сигарету, когда выполню исполню одну очень — очень трудную вещь. Решил жениться на одной из русских певиц. Это задача нереяльна потому, что к тому времени как я буду готов к этому, она будет уже очень немолода, сейчас ей за 30, но в договоре я не учитывал воеё возраст. Т о — есть у меня есть реальная задача, подготовка к решению которой съест время нужное на саму задачу. Круг замкнулся и в итоге я никогда не смогу покурить никогда, потому что и самой подготовки как таковой нету, так как есть более насущные дела.

  • TR

    Ну вот… Я попробовал Ваш совет. Ничего не делал. Просто лежал на диване.
    И знаете какой итог? Я заснул. Проспал 3 часа и ничего не сделал.
    Я буду тренироваться…

    • http://yegor.gilyov.com Егор Гилёв

      Лежать на диване никак нельзя. Всё должно быть готово к работе: карандаш заточен, компьютер включен, руки на клавиатуре, и т.п. Только так этот метод работает.

  • Аноним

    Всё так понятно и правильно и привлекательно, вот кто-бы еще стоял-бы рядом и пинал-бы?!.. :)

  • http://kidopt.pip.verisignlabs.com/ kidopt

    Егор, Вам бы сменить имидж… Лично я не могу смотреть на вашу фотку, ну хоть убейте. Пришлось заблокировать в AdBlock. Не имею намерений оскорбить Вас.

    • http://yegor.gilyov.com Егор Гилёв

      Сочувствую :)

    • Yu

      зачем вообще тогда тратить драгоценное время и писать здесь об этом….?

  • Stas

    очень интересная статья! буду практиковать)

  • Pingback: О тайм-менеджменте из первых рук | TimeStep.ru()

  • DabA

    даа,хороший совет.я тоже примерно шел к такому же выводу и тут просто прочитал у вас.спасибо)

  • Exaybachay

    1. Если количество взаимосвязей в компании огромное (количество людей с кем приходится коммуницировать (боссы, подчинненные, горизонтальные связи, вспомогательные службы); при этом все работают в различных временных графиках), то крайне тяжело удержаться в жестком расписании — все «пытаются» его разрушить (как с этим бороться — не вопрос, считаем это фактом). Например митинги с боссами и заказчиками не поддаются контролю по умолчанию — а значит например два дня подряд могут приходиться на блок, например, «Стратегия». Получается, что чем-то постоянно жертвуешь (например после двухнедельного отсутствия и появления на работе, за каких-то пол-рабочих дня мой календарь был сожран на 100% на следующие 4 дня, то бишь вообще все блоки пришлось «снести».

    Соответственно слабое место — постоянно перетаскивать блоки внутри одного дня или удаление (и соответственно осознание что дела из этого блока ушли на следующий день).

    2. По поводу инструментов (стандарт в компании — Outloook) — У меня есть проблема, которую я пока не могу решить — я — «визуал» — мне комфортно и эффективно видеть и расписание и дела (мне удобно некое подобие GANTT chart) — сколько раз не пытался работать с Outlook Action — не получается (хотя головой понимаю, что правильно). В итоге в Outlook календаре я размещаю и расписание — блоки, и дела (в виде appointment).

    А тут слабое место — в Calendarе трудно сортировать и категоризировать дела…

    3. Из-за той же визуальной предрасположенности, от «бумажки» уйти не получается — 1. тезисы с митингов оказываются в бумажном ежедневнике; 2. планирование дел провожу на листе A3.
    Попытки использовать графические продукты проваливаются — на бумажке легче набросать план на неделю, в том же Visio начинаю перфекционизмом заниматься

    Слабое место
    — приходится постоянно синхронизироваться
    — каждую неделю новая бумажку

    Тоже чувствую что нужно улучшаться