Twitter Facebook

Скрытая сила фиксированного распорядка дня

«Свобода лучше несвободы» — сказал как-то президент нашей страны Дмитрий Медведев. И многим ли хотелось бы с этим поспорить? Такова уж человеческая природа. Мы стремимся сохранить за собой возможность свободного выбора в любой ситуации. А если нас этого свободного выбора лишают, мы чувствуем себя ущемлёнными в правах. Это в полной мере относится и к управлению своим временем. Человеку свойственно естественное стремление до последнего оставлять за собой свободу выбора, чем заниматься в тот или иной момент.

К примеру, у школьника или студента на занятиях такой свободы нет. Есть расписание, изволь следовать (тут я имею в виду конечно сферического студента в ваккууме, а не раздолбая наподобие меня). У рабочего на автосборочном конвейере такой свободы нет. Приехала очередная машина — крути свою гайку. И даже у повара в ресторане такой свободы нет. Припёрлись гости — корми!

Мы, представители так называемых свободных профессий, к таким жёстким рамкам не привыкли. У современного профессионала, работающего в интернете и в полной мере использующего возможности асинхронных коммуникаций (зачем назначать встречу или звонить, если можно написать все в письме?), весь день может состоять из дел, которые можно делать в любое время и в любом порядке. Можно утром, можно вечером. Можно даже ночью. Можно в офисе, можно в кафе. Можно даже, прошу прошу прощения, в сортире (раз уж я начал эту заметку с президентской цитаты). Можно сперва разобрать почтовый ящик, а потом заняться подготовкой слайдов для презентации. А можно наоборот — сперва слайды, а потом почта.

Кстати, метод «Автофокус» Марка Форстера как раз основан на этой особенности современного делового уклада: все равно в каком порядке делаются дела, лишь бы делались. Но в этой заметке речь не об «Автофокусе». Система, которую я использую сейчас, во многом основана на методе «Do It Tomorrow», о котором я писал месяц назад. Когда я начал практиковать этот метод, я каждый новый день начинал со списком из 20-30 дел. И чаще всего это были дела, не привязанные ни к какому конкретному времени и не требующие никаких особенных условий. Их просто надо было сделать.

Сперва я просто старался группировать друг с другом похожие дела. Эскизы к эскизам, планы к планам, разговоры к разговорам, и так далее. А потом я подумал: «А что если наступить на горло собственной свободе и придумать себе стандартный распорядок дня? Вдруг это будет удобно». И я попробовал, и увидел, что это удобно. Я разделил свой рабочий день на 8 частей (примерно по часу в каждой). Четыре части до обеда, и четыре — после. Первая часть — разбор почтового ящика. Остальные семь привязаны к разным сферам ответственности. Примерно как в школе: сейчас у нас урок природоведения, потом рисование, затем пение. Для каждого из «уроков» в начале дня у меня уже есть список из 2-3 дел, с которыми вполне реально справиться за час или около того.

Подобный подход к планированию дня описывает Яна Франк в своей книге «Муза и Чудовище». Только у Яны день поделён ещё более чётко, по таймеру: на отрезки по 45 минут, с перерывами по 15 минут. До такого я ещё не дошёл, мой распорядок гибче. Таймер я не включаю, но если время к обеду, а я ещё только почту заканчиваю разбирать, я осознаю, что что-то пошло не так.

Попробую подытожить, чем мне помогает стандартный распорядок дня.

  1. Разделение времени между разными сферами ответственности не происходит под влиянием сиюминутных обстоятельств, а закреплено заранее распорядком. Вал срочных дел (а они всегда есть) не вытесняет из плана на день стратегические вопросы.
  2. Выполнимость плана на день легче оценить, глядя на список из семи разделов, в каждом из которых по 3-4 пункта (предполагая, что на каждый раздел можно будет потратить не более часа), чем глядя на список из 20-30 дел. Если в каком-то разделе получается слишком много дел, не мучаем себя, а сразу переносим излишек на следующий день.
  3. Хотя распорядок жестко не привязан к часам, в ходе дня почти сразу становится видно, если мы выходим из графика. Есть возможность оценить ситуацию и своевременно принять меры (например, перенести дела текущего раздела на следующий день и перейти к следующему разделу). С другой стороны, пока мы идём более-менее в графике, можно делать текущие дела не спеша, без истерик, не мучая себя опасениями, что на какой-то важный проект времени не останется. Время разделено заранее.
  4. Наконец, не надо думать, чем заняться сперва, а чем потом!

Фиксированный распорядок дня подобен разделённому герметичными переборками корпусу корабля. Сферы ответственности защищены друг от друга. Завал в одной из областей не нарушает нормальный ход дел в других областях. Пробоина в одном отсеке — проблема, но не беда. Не утонем.

  • http://twitter.com/joukov Dmitri Joukov

    Егор, мне нужен мастер-класс с воркшопом. Если я так сделаю — буду все успевать!

    • http://yegor.gilyov.com Егор Гилёв

      У тебя всё-таки более однородная работа. Я вот подумал, тебе может подойти подход Миу Мау в более чистом виде — ставишь таймер на 45 минут, рисуешь красоту, потом дзинь — останавливаешься, смотришь что ребята нарисовали, раздаешь советы. Через 15 минут снова ставишь таймер и садишься рисовать.

  • Pingback: Tweets that mention Скрытая сила фиксированного распорядка дня | SnailRider -- Topsy.com()

  • Vlad Ossipov

    Второй в очереди на воркшоп. :)

    • http://yegor.gilyov.com Егор Гилёв

      Научить тайм-менеджменту нельзя! Это очень интимная штука, рождается в муках изнутри. Поэтому я считаю всех тренеров шарлатанами (ну или почти всех). То, что я пишу, и то на грани шарлатанства. Меня может оправдать только то, что я ни в коем разе не предлагаю эти методы как универсальные, а просто рассказываю о личном опыте.

      • Vlad Ossipov

        Согласен, но именно такая позиция без претензии на истину в последней инстанции и подкупает. :)
        И вопрос, чтение новостей и RSS’ок у вас относится к разбору почты или уже вечернему расслабленному послеработному времени? А то у меня это самый страшный пожиратель времени.

        • http://yegor.gilyov.com Егор Гилёв

          Новости и RSS — это, конечно, не разбор почты. Разбор почты — это источник новых дел, пища для планирования работы на сегодня и на завтра.

          А новости, ЖЖ и прочие такие штуки — в промежутках между делами (например, когда все намеченное на текущий час уже сделано, а до начала следующего часа еще есть время).

      • Tatushka1974

        Нет, ну называть всех тренеров по тайм-менеджменту шарлатанами… Тут я с Вами категорически не согласна! А как бы я вообще влилась в этот поток познания себя (сейчас мой там-менеджмент для меня превратился именно в способ познания себя), если бы не все эти тренеры? Да, что-то я попратиковала и обнаружила, что мне этот способ не подходит. Возникает вопрос: почему? Я иду искать другой способ у другого тренера. Пробую его метод. И в итоге беру и у первого тренера что-то хорошее, и у второго, — и приспосабливаю под себя, с учётом особенностей моей психики. Разве эти тренеры меня обманули? Вовсе нет. Уверена, что именно так и происходят все тренировки — хоть в спорте, хоть в тайм-менеджменте, хоть на психологических тренингах (хоть где). Думаю, в этом и заключается суть тренировок: познать себя и скорректировать нагрузку наилучшим образом для конкретных целей с учётом способностей и возможностей «спортсмена».

  • http://twitter.com/Ulex Alexey Ukolov

    Егор, а какие инструменты юзаешь?
    Мой подход кстати весьма похож на твой, только я включаю три категории дел:
    — ежедневные
    — еженедельные
    — ежемесячные

    Все это свожу в одну таблицу, и делаю это пока при помощи сводных таблиц Excel. Не самый удобный выбор, но лучше не нашел пока…

    • http://yegor.gilyov.com Егор Гилёв

      Я сейчас использую http://toodledo.com. Как-нибудь напишу про инструменты поподробнее.

  • Константин Коптелов

    А как по мне, так лучшая система организации своего времени — «Успеватель Василия Кислого» — http://bit.ly/b2I19A
    Уже второй год использую. Просто, доступно и эффективно.

    • http://yegor.gilyov.com Егор Гилёв

      Я почитаю. Но заранее не согласен с тем, что это лучшая система. Потому что такой системы на свете нет.

      • Константин Коптелов

        Егор, обсудим!
        Лучшая система управления делами это такая, которую практически не замечаешь, но она эффективна.
        Например, личный секретарь. Вот это действительно самая лучшая методика самоорганизации.
        А система Васи Кислого… я много раз приходил к ней, пробовал — не нравилось, и продолжал экспериментировать дальше. И все же вернулся к ней окончательно.
        Буду очень рад обсудить!

        • http://yegor.gilyov.com Егор Гилёв

          Ох, личный секретарь — это вообще не методика, это человек. Наймите хоть 10 секретарей, если нет продуманной системы, они не помогут.
          А лучшая система управления делами у каждого своя. Тут не может быть универсальных рецептов, потому я и говорю, что такой системы на свете нет.

          • Константин Коптелов

            С секретарем все просто: нанял, не справляется — уволил и нанял другого.
            Есть старый анекдот.
            Экзамен в военном училище. Майор задает задачку молодым лейтенантам:
            — У вас есть рота солдат, сержант и плац, на который свалился фонарный столб. Все, больше никакой техники и инструментов. Как вы поставите фонарный столб на место.
            Лейтенанты выдают идеи одна другой гениальнее, а майор все хмурится. В конце концов он не выдерживает и говорит:
            — Нет. Правильный ответ. Строите солдат. «Сержант, подойдите». Сержант походит. «Сержант, поставить столб» и уходите.

            Занавес.

          • http://www.facebook.com/ephilipru Philip Poteryahin

            Страшно подумать чем Вы Константин управляете, если у вас отношение к системе управления временем — нанял, не справляется — уволил и нанял другого.)))